Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма

Конференция 2009 (Владимир)



3-я Международная научная конференция "Мистико-эзотерические движения в теории и практике: проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма"

В течение трех дней, 3 - 5 декабря 2009 г., во Владимирском государственном университете проходила Третья международная научная конференция «Мистико-эзотерические движения в теории и практике». Эта конференция была организована по инициативе «Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма» (АИЭМ), при участии Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины, Центра по изучению эзотеризма и мистицизма (Санкт-Петербург), и, конечно же, владимирских коллег во главе с зав.кафедрой философии и религиоведения факультета философии и социальных наук, проф. Е.И. Арининым.

Во владимирской конференции приняли участие с докладами 33 специалиста, представлявших 13 городов из трех различных стран (Россия, Финляндия, Украина); наибольшее представительство было от Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Ученый статус выступавших оказался высоким: 22 участника из 33 имели степени кандидатов и докторов наук. Впрочем, на заседаниях важную роль играли не столько степени, сколько уровень знаний, который также был на высоте. Немало слушателей, заинтересовавшихся этим событием, посетили конференцию; особенно много их было в первый день ее работы.

Конференцию не обошли вниманием представители СМИ: университетское телевидение, местные филиалы каналов ТВ-6 и ТВЦ, газета «Итоги» и ряд других изданий проявили большой интерес к мероприятию, представив соответствующие репортажи и взяв краткие интервью. Правда, работники СМИ по-прежнему не свободны от штампов и не всегда способны отличить тех, кто исследует эзотерику, от самих эзотериков (см., например: http://www.vladimironline.ru/society/id_36030/). Хотелось бы пожелать журналистам более адекватного и непредвзятого изложения в этой сфере.

3 декабря конференция открылась официально. Ее открытие плавно перешло в пленарное заседание, которое вела декан факультета философских и социальных наук, председатель Оргкомитета конференции Н.М. Маркова. В ее выступлении, равно как в выступлениях проректора по учебной работе ВлГУ В.А. Немонтова и в ряде других, отмечались необычность, новизна подобного рода мероприятий для Владимира и акцентировалась необходимость научной проработки циркулирующих в обществе стереотипов и ложных мнений об эзотерике и мистике. Назрела необходимость полноценных научных исследований в данной области. После официальных выступлений последовали пленарные доклады. В частности, в докладе С.В. Пахомова (Санкт-Петербург) «Специфика эзотерического знания» были показаны основные когнитивные установки сторонников эзотерических учений, а в докладе В.В. Михайлова (Москва) «К вопросу о методологии изучения эзотерики» отмечалось значение использования различных методов для осмысления природы эзотерического.

После перерыва начались секционные занятия, которые продолжались и весь следующий день 4 декабря. Заседания шли в рамках четырех секций – «Философские и методологические проблемы исследования мистицизма и эзотеризма», «Мистицизм и эзотеризм в современном мире», «Эзотеризм и мистицизм в традициях Востока», «Западный эзотеризм и мистицизм». У каждого выступавшего было достаточно времени для изложения своих идей, которые, как правило, встречали весьма заинтересованный прием у слушателей.

Перечислять интересные доклады можно было бы долго. Например, на секциях «Мистицизм и эзотеризм в современном мире» и «Западный эзотеризм и мистицизм», которые были органично спаяны друг с другом, неизгладимое впечатление на слушателей произвели доклады Е.Л.Кузьмишина (Москва) об отечественном масонстве, Ю.Ф. Родиченкова (Вязьма) и В.Н.Морозова (Санкт-Петебург) об алхимии, Л.М. Макаровой (Сыктывкар) об эзотерических тенденциях идеологии национал-социализма. Сотрудник Института философии НАН Украины Ю.Ю. Завгородний проанализировал учение Р. Генона о Центре, высказав мысль о влиянии этого учения на научную, философскую и даже на политическую сферы. Несколько раз во время работы секций всплывало неоднозначное имя Алистера Кроули, персона которого по-прежнему продолжает резко разделять говорящих о нем на противников и сторонников. Это было заметно и по импровизированному диспуту, возникшему в ходе озвучивания московскими участниками конференции – В.М. Карелиным и С.А. Паниным – своих докладов о Кроули. С интересом был встречен и доклад нашей финской коллеги Каарины Айтамурто, специалистки в славянском неоязычестве, которая рассказала о мистических обрядах родноверов.

Восточные сюжеты, связанные с эзотерикой и мистицизмом, рассматривались на соответствующей секции – «Эзотеризм и мистицизм в традициях Востока». Здесь можно было услышать о мистической символике каула-упанишад в изложении О.Н. Ерченкова (Ижевск), об экзо- и эзотерических элементах учения вайшнавов (А.С. Тимощук, Владимир), специфике эзотерического направления в буддизме – сюгэндо (С.В. Капранов, Киев), и др. Хотя востоковедная секция и не вызвала большого ажиотажа по сравнению с другими секциями, она тем не менее оказалась местом очень интересных, глубоко проработанных научных сообщений.

Несколько докладов было изложено и на философско-методологической секции, которую вел профессор Аринин. Сам же Евгений Игоревич на примере творчества режиссера А.Тарковского изложил свое видение «дименсионалистского» подхода к мистицизму, в котором дается объективное описание важнейших его аспектов. В.А. Вовченко (Орел) в своем докладе «Мистицизм, эзотеризм и оккультизм в духовной эволюции человечества» соотнес понятия «мистицизм», «эзотеризм», «оккультизм» и сопоставил экзотерическую и эзотерическую религиозность. П.Г.Носачев, представлявший Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, в докладе «Методология изучения и методология преподавания: дисциплина «История эзотерических учений» в высшей школе» размышлял о том, насколько возможно, и в рамках какой специальности уместно в принципе преподавать эзотерическое знание как часть курса «История эзотерических учений», положенного по госстандарту для студентов-религиоведов.

В последний день конференции состоялись два круглых стола. Один из них был посвящен осмыслению природы эзотерических явлений, а второй – мистицизму. Оба стола оказались связанными друг с другом. Практически сразу обсуждение двинулось в сторону сопоставления науки и эзотерики. Действительно, как возможно понимание эзотерики, если не становиться самому эзотериком? Может ли наука, не превращаясь в эзотерическую дисциплину, беспристрастно исследовать эти феномены? Могут ли и эзотерики считать свои занятия научными? Нужен и важен ли мистический опыт для формирования целостного и при этом научного видения? Мнения присутствовавших разделились…

После увлекательного общения, посвященного пониманию эзотерических и мистических феноменов, участникам конференции было предложено познакомиться с программой «Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма» и присоединиться к ней, чем некоторые заинтересовавшиеся участники и воспользовались. Фактически именно во Владимире и была официально представлена наша организация, поэтому можно говорить о том, что она была официально учреждена 5 декабря 2009 г.

Научные мероприятия, связанные с исследованиями мистико-эзотерической проблематики, с первых же лет приобрели характер передвижных: всякая последующая конференция проходила в другом месте, чем предыдущая. Поэтому четвертая по счету конференция в следующий раз пройдет уже в ином городе (и, возможно, в иной стране), примерно в начале декабря 2010 г. Информация о ней появится на нашем сайте в соответствующее время.

Фактически конференция показала, что на пост-советском пространстве, особенно в России и на Украине, быстро растет число тех, кто заинтересован в академическом изучении мистико-эзотерических феноменов, долгое время отданных на откуп ангажированным лицам; растет необходимость в согласовании интересов различных специалистов, обмене соответствующей информацией между ними. Несмотря на наличие разных мнений по широкому спектру вопросов, съехавшиеся во Владимир исследователи смогли почерпнуть немало ценных сведений друг от друга и достичь согласия по ряду принципиальных позиций, связанных с научным изучением эзотеризма и мистицизма.

 

С.В. Пахомов

декабрь 2009 г.