Association for the Study of Esotericism and Mysticism - Конференция 2007 (Киев)


Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма

Конференция 2007 (Киев)




Научная хроника первой конференции "Мистико-эзотерические движения в теории и практике"

15–17 сентября 2007 г. в Институте философии им. Г. С. Сковороды Национальной академии наук Украины состоялась первая международная научная конференция "Мистико-эзотерические движения в теории и практике (История. Психология. Философия)".

Кроме двух подразделений Института философии: отдела истории зарубежной философии и отделения религиоведения, организаторами конференции также выступили: Украинский философский фонд, Украинская ассоциация религиоведов и фонд "Далекий Схід" ("Дальний Восток").

В работе конференци приняли участие специалисты из Украины (Киев, Запорожье, Ивано-Франковск, Николаев, Одесса, Славянск, Херсон, Черкассы) и России (Москва, Санкт-Петербург и Тверь). Всего было заслушано 22 доклада. На конференции работали 4 секции:

  • "Теоретические проблемы изучения мистицизма и эзотеризма"
  • "Религии "чистого опыта" (индуизм, буддизм)"
  • "Религии откровения (авраамические религии)"
  • "Мистицизм и эзотеризм: историко-религиоведческий анализ"[1].

Был предложен следующий регламент: 20 мин. на выступление и 10 мин. на вопросы и замечания. Однако нередко регламент "нарушался" активным, обстоятельным и доброжелательным обсуждением докладов, в котором самое живое участие принимали не только заявленные участники конференции, но и слушатели. Последние, например, в день открытия конференции численно превосходили заявленных участников не менее чем в два раза.

Во время открытия конференции с приветственным словом к ее участникам обратился президент Украинского философского фонда, д.ф.н. Сергей Викторович Пролеев. Он отметил, что тема конференции – новое начинание на постсоветском научном пространстве, хотя мистико-эзотерическая составляющая является основой, древнейшими истоками культуры как таковой. Этот парадокс Сергей Викторович объяснил результатом определенных интеллектуальных деформаций, которые произошли благодаря эпохе Просвещения, на которые наложилась советская атеистическая идеология. С. В. Пролеев подчеркнул необходимость не только теоретического изучения заявленной тематики, но и наличия соответствующей практической подготовки у исследователя, поставив при этом в пример Бонавентуру.

В своем приветственном слове один из главных организаторов конференции, представитель Санкт-Петербургского университета, к. филос. н. С.В. Пахомов приоткрыл замысел организации конференции. Как оказалось, идея проведения специального "мистико-эзотерического" форума возникла во время неформального общения на Торчиновских чтениях в Санкт-Петербурге в феврале 2005 г. Тогда же было решено создать постоянно действующую международную научную конференцию, которая бы могла объединить усилия ученых, заинтересованных в планомерном изучении перспективной проблематики, выработке оригинальных методологических приемов и соответствующего языка описания, раскрытии различных мировоззренческих форм, лежащих в основе эзотерических и мистических движений, анализе их символических образов, категориальных и социальных структур, выявлении этапов развития соответствующей тематики в ходе истории, и т. д.

В частности, Сергей Владимирович Пахомов обратил внимание на то, что одной из важных задач, поставленных организаторами конференции, является определение причин стойкого бытования мистико-эзотерических аспектов в общечеловеческой культуре на разных ее исторических этапах, а также выявление степени их влияния на культуру современной эпохи. Конференция открывает возможность междисциплинарного освещения темы, к которой могут быть применены разработки на основе исторических, психологических, философских и других подходов. Также к главным целям конференции можно отнести и объединение усилий специалистов, работающих в различных областях, так или иначе связанных с заявленной темой, и начало формирования философско-методологического аппарата для изучения мистики и эзотерики. 

Тогда же на Торчиновских чтениях было решено проводить конференцию "Мистико-эзотерические движения в теории и практике" поочередно в разных городах. Для начала остановились на Киеве, Санкт-Петербурге и Москве.

В первый день конференции работала только одна секция: "Теоретические проблемы изучения мистицизма и эзотеризма". Было заслушано 8 докладов: С.В. Пахомов (к. филос. н.) попытался очертить сферу эзотерического знания, указав на существенные его отличия от других областей знания и практики человека. Д.В. Метилка (независимый исследователь, Запорожье) в докладе "Профанация эзотерики" указал на существенные подмены в современном мире, которые, сделав эзотерику достоянием массовой культуры, существенно занизили и исказили ее первоначальную сущность. В.С. Лозовский (к.техн.н., Одесса), заявив о себе как об атеисте и убежденном материалисте, в докладе "Где Ты, Господи?" предложил собственные определения Бога, души, эгрегора, ноосферы, интеллектуального субъекта и объекта. Н.С. Жиртуева (к.филос.н., Херсон) обратилась к проблеме компаративного анализа мистических традиций Запада и Востока. С докладами также выступили: И.Ю. Максимова (студентка, Черкассы) "Мистический опыт: основа возникновения, соотношение с рационально-логическим, возможности применения в обществе", В.И. АндросоваА. Мусулин (ассоциация "Новый Акрополь", Киев) "Инициатическая традиция: подход, язык, метод" и И.А. Фурьер (аспирантка, Киев) "Первичная эзотерическа философия как мышление единства мира". (аспирантка, Киев) "Мистика как феномен религиозного опыта (постановка вопроса)",

Второй день работы конференции открыла секция "Религии "чистого опыта" (индуизм, буддизм)". Было заслушано 4 доклада. Б.И. Джинджолия (к.филос.н., Тверь) в своем выступлении сопоставил отношение к феномену позы в творческом наследии Г. Гурджиева и дзэнской школе сото. А.Ю. Стрелкова (к.филос.н., Киев) продолжила дзэнскую тематику, рассмотрев "мистический реализм" известного японского мастера Догэна Кигэна на примере философской категории времени. А.И. Смирнова (независимый исследователь, Киев) обратилась к анализу эзотерического значения индийского храмового танца, в контексте идей религиозно-философского движения бхакти. Е.А. Реутов (преподаватель, Киев) проанализировал символику поэмы Малика Мухаммада Джаяси "Падмават’, убедительно показав в ней наличие индо-мусульманского синтеза.

Третья секция "Религии откровения (авраамические религии)" была представлена 5 докладами. Работу секции открыл доклад С.Р. Кияка (д.филос.н., Ивано-Франковск), который представил панорамный обзор мистического опыта в католицизме от средневековья до современности. Следующие два доклада коснулись проблематики мистицизма в православии. А.А. Соколова (аспирантка, Славянск) обратилась к проблеме понимания сознания в традиции исихазма, опираясь на феноменолого-религиоведческий анализ. Ю.Ю. Завгородний (к.филос.н., Киев) сосредоточил внимание на наличии мистического опыта в Древней Руси на примере текстологических представлений о Земном рае. Два последних доклада были посвящены исламоведению. В.М. Емельянов (к.юридич.н., Москва) высказал дискуссионное суждение, предложив считать шиизм в крайних его формах четвертой религией Откровения. О.А. Ярош (к.филос.н., Киев) продолжил исламоведческую тему, рассказав о развитии учения про лата’иф в суфизме.

Четвертая секция "Мистицизм и эзотеризм: историко-религиоведческий анализ" работала в третий, заключительный день конференции. Секция была представлена 5 докладами. Работу секции открыл доклад А.Ю. Суриной (преподаватель, Николаев), в котором, с привлечением обширного иллюстративного материала, был проанализирован антропокосмизм масонского символизма. Следующие два доклада анализировали малоизученные мистико-эзотерические движения, возникшие в Украине в перв. пол. ХХ в. Ю.Ю. Зиновьева (магистр культурологии, Киев) рассмотрела деятельность киевского общества "Рыцарей Круглого Стола" в 1910-х гг., введя впервые в научный оборот неизвестные архивные материалы. С.В. Капранов (к.филос.н., Киев), опираясь на доступные источники, детально осветил деятельность "Ордена Бога Солнца" Владмира Шаяна, одновременно указав на имеющиеся трудности в исследовании. К.В. Зоря (студентка, Киев) проанализировала проблемы этики в высшей магии Запада и их развитие от эпохи Возрождения до современности. Доклад И.А. Коломийца (студент, Киев) был посвящен массовой культуре и оккультизму на примере сопоставления кэмпа и Алистера Кроули.

Научная часть конференции завершилась открытым обсуждением и подведением итогов работы за три дня. Присутствовавшие на закрытии поделились впечатлениями от участия в форуме. В целом положительные отзывы касались как организационной, так и содержательной стороны первой попытки ввести мистико-эзотерический феномен в поле научного дискурса на уровне специальной конференции.

Следующую, вторую конференцию было решено провести в октябре 2008 г. в Санкт-Петербурге. К тому времени предполагается издать материалы первой конференции.

Интересующиеся мистико-эзотерической тематикой и участием в следующей конференции могут писать на электронный адрес.


Обзор подготовили:
Юрий Завгородний, Сергей Капранов


[1]Как справедливо заметил московский участник конференции В.М. Емельянов "в названии двух религиоведческих секций отразилась классификация религий, предложенная в свое время известным петербургским религиоведом и востоковедом Е.А. Торчиновым" // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=56975&type=view

Информация с сайта philosophy.ua